среда, 1 октября 2008 г.

Свиридовка, которую мы потеряли.

Закат солнца над Свиридовкой. Около дома Павла Середы. Август 2008 г.


Хорошее и красивое, если его много, не так-то легко разрушить. Его остатки и островки еще долго живут, доживают своё, радуют взор и мысль, но и показывают собой, что всё это уже – уходящее. Очень многое, созданное прежними поколениями, существовало по инерции, держалось в силу трудности разрушения. И Свиридовка, которую я знал с раннего детства, - впервые приехал туда 6-летним мальчиком в 1952 году – постепенно приходит в упадок. Свиридовка опустела, обезлюдела, в ней осталось около пятисот человек. В этом году в школу пошло лишь шесть первоклассников… А что будет дальше?

Колодец на Криниччине.
1966 г. Рита Янушевич
Мне всегда казалось, что рельеф, местность постоянны, они будут всегда одинаковыми и узнаваемыми. Но нет! За несколько последних десятилетий холмы и яры заросли густым мусорным лесом и кустарником, стали почти непроходимыми. Заросли и полностью исчезли знакомые с детства дорожки и тропинки, нахоженные многими поколениями людей. Пробираешься к реке с чувством, что оказался в совсем незнакомых местах. Луга заросли. Покрылась кустарниками Криниччина. Сула заросла, остался только узенький вход в воду на купальне. Место перед купальней заросло. Мосты и мостики исчезли. Разве положат кое-где две жердочки – вот наивысшее достижение технической мысли местных жителей!

Люди изменились. Еще в 60-х и 70-х годах были живы «деды», знавшие прежние, дореволюционные времена, любившие поговорить о политике, о пережитом. Они прямо искали собеседников, и при любом случае вступали в разговор. Рассказчики чудесные были. Впрочем, и женщин было слушать очень увлекательно. Когда к нашим бабушкам приходила какая-нибудь их знакомая, и они усаживались во дворе и начинали свой разговор, то я прятался где-то рядом, чтобы слышать его, настолько он был красочен и интересен. У людей было чувство юмора, знали меткое слово, было очень много острых на язык. А еще в Свиридовке при клубе был народный хор, и наши бабушки там пели. Были же голоса!

Уют нашей хатки. Всё в прошлом.
Нашу дорогую хатку, которую мы купили в 1973 году, чтобы приезжать туда из города, в этом году разгромили и разграбили. Разбили печь, вырвали оттуда весь метал. Вынесли всё. Вот и появилось еще одно пустое и грустное место.

Остались еще кое-какие красивые места, вечерний закат над селом, всё та же чистая, синяя вода в Суле и прекрасное ночное звездное небо. Вот это звездное небо - будет всегда, до скончания времён. Его красоту человеку не дано разрушить.


Украинская ночь.


1 комментарий:

Nataliya Byzova комментирует...

Красиві фото, але сумно від варварства...